Парусная экспедиция по озеру Селигер

В январе 20 года я научился управлять яхтой и получил лицензию шкипера IYT. Об этом я планировал написать отдельно, но вот до сих пор как-то не вышло, хотя по-прежнему запись планируется. Однако же эта заметка не об этом: во время моего внеочередного отпуска на неделю я задумал поучаствовать в какой-либо активности, связанной с парусами. Поскольку направление озера Селигер было относительно мной уже изучено, я решил попытать счастья именно там. Немного побродив по интернету обнаружил, что на озере имеется яхт-клуб, куда я сразу позвонил. Оказалось, что идейным вдохновителем яхт-клуба оказался небезызвестный в узких кругах Игорь Кокоулин — бывший кадровый военный, подводник. Мне было предложено взять в аренду небольшой каютный швертбот Селигер-2 и обойти остров Хачин по окружности. Разумеется такая программа меня заинтересовала. В назначенный день я приехал, переночевал в машине и утром выдвинулся в путь. Испытал смешанные чувства — несмотря на прекрасную погоду в целом, она оказалась не совсем подходящей для яхтинга. Дул либо слабый ветер, либо вообще был штиль и ярко светило солнце. Пожалуй, для отдыха идеальная погода, однако у меня была программа, в которую с такими темпами я не вписывался, поэтому мой разум был поглощен одной только мыслью — лежать в дрейфе и ждать погоду, либо садится за вёсла и грести. Забыл упомянуть, что у швертбота не предусмотрена была возможность установки мотора, поэтому либо вёсла, либо паруса. А установка вёсел, между прочим, тоже не самая простая задача: для того чтобы ими воспользоваться их надо было сначала собрать, затем убрать паруса, установить вёсла в уключины и самое важное — сидеть приходилось на балке погонов каретки гика-шкота, что, как вы понимаете, за несколько десятков минут заставляет вашу пятую точку принять квадратную форму. Из довольно подробного описания, приправленного крупицей боли, вы уже можете догадаться какой я выбрал вариант. Подумал если Конюхов переплыл тихий океан на вёсельной лодке, то и я осилю маленький Селигер. В итоге первый день вышел напряженный и прошел я всего процентов 25-30 от намеченного. Это обстоятельство вселяло в меня тревожное чувство и поэтому на следующий день было принято решение продлить ходовой день и стартовать с самого что ни на есть утра. Утром чуда не произошло и я снова уселся за вёсла. Грёб в итоге я довольно много, в итоге приблизительно подсчитав затраченное на переход время я понял что грёб примерно 20% времени. Но к полудню ситуация улучшилась, немного раздуло и я смог наконец-то почувствовать преимущества наличия парусов на лодке. Обнаружил специфику распространения ветра на озере: если неуклюже приблизится к любому из берегов по наветренной стороне оказывалось, что ветер просто блокируется густо расположенной растительностью, то есть деревьями. Оказывалось, что лодка попадала в зону безветрия, и несколько раз совершив такую оплошность я впредь планировал направление своего движения с учетом этого нюанса, но в узких местах, особенно в районе населённых пунктов Неприе и турбазы Сокол, просто не было возможности забраться ветру и я снова садился за вёсла, чем изрядно веселил отдыхающую в вышеобозначенных местах публику. Якобы смотрите парусная яхта и капитан на вёслах. Очередной байдарочник, предложивший взять меня на буксир, упивался удовольствием от предполагаемой оригинальности своего предложения. Вообще парус на Селигере это очень редкий гость и довольно много людей на моторках подплывали для совершения на их взгляд очень живописного кадра с яхтой, надеюсь у кого-то эти кадры такими и получились, хотя все мы знаем что планируя у себя в голове непревзойдённую по художественному замыслу композицию, в итоге обнаруживаем посредственную фотографию. Думаю это участь настигла большинство тех кто ко мне подплывал, ну и пусть.

ближе к вечерней половине дня я вышел на открытое пространство акватории и там задуло уже прилично, что лодка в бейдевинд разгонялась до 5 узлов. Именно это обстоятельство позволило мне завершить путешествие уложившись в два дня. По итоге в первый день я шел с 10:00 до 21:00, а во второй с 7:30 до 19:30. Получается 11+12 часов = 23 часа ходу. Из них около 4-5 часов я провёл на вёслах. У швертбота не было механизма фиксации румпеля на курсе, поэтому я не имел возможности за двое суток заниматься ничем кроме руления. Поел только один раз утром на второй день съел бутерброд с сыром и вафлю. Больше времени не еду не выдалось.

В целом, несмотря на нервную обстановку, связанную не в последнюю очередь с низким уровнем собственной подготовки и как следствие завышенными ожиданиями, я доволен своим круизом. Планирую в ближайшее время подтянуть теоретическую подготовку. Всем спасибо за внимание.